Как правильно ставить палки (пособие о POS)

1 сообщение / 0 новое
John Stohanov

Как правильно ставить палки (пособие о POS)

Станция BWF, ангар корпорации STURM.

Bez Poniki мирно шел по своим делам и дошел бы, но был схвачен новичком за рукав. Отцепив новичка, Bez Poniki мирно поинтересовался «Чего тебе?». «Я это, ПОСы хочу ставить» неуверенно выдохнул новичок, «Дай права на них а? А то Дред кинул в меня мхом и отправил к тебе». «Давай обсудим», обреченно ответил Bez Poniki.

Терминология:

POS (от player owned structure) – структура, которая ставится игроками. По легенде является некой мобильной станцией. Из-за характерного внешнего вида, получила название «палка».

А что это такое вообще?

POS это мобильная станция, формой действительно крайне похожая на палку или веретено. После включения (и если введен пароль), POS генерирует вокруг себя сферическое поле. Соответственно все объекты внутри поля – защищены и не могут быть атакованы противником. Радиус поля напрямую зависит от размера POS. Ты удивишься, но чем больше POS, тем больше радиус у поля. Устанавливается эта структура только от имени корпорации и только на луну. Причем одна на луну. Т.е. если луна уже занята, то второй POS воткнуть не получится. И без соответствующей роли от корпорации, POS установить не получится. Не пытайся.

А какие они бывают?

POS бывают разного размера (маленький, средний и большой), всех 4 рас и всех фракций. Соответственно на каждый один расовый POS есть еще два фракционных. Фракционные POS в первую очередь отличаются тем, что потребляют меньше топлива. В целом же у каждой расы свои бонусы и свой баланс между CPU\Power Grid у POS. Опять же, чем больше POS, тем больше у него показатели CPU\Power Grid и больше hit points у поля. Почитай про бонусы в описании POS и собственно все поймешь.

А зачем им CPU\Power Grid?

Ровно по той же логике, что и на кораблик, на POS ставятся (скажем так) различные модули. Которые требуют питания и мощностей CPU. Чем больше POS, тем больше всякого получится на него навешать и установить.

О модулях более подробно

Вооружение – все традиционные виды (лазеры, ракеты, гибридные орудия и артиллерия). Три размера – маленький, большой, средний. Нюанс в том, что маленький лазер использует уже средние линзы. Т.е. по сути размер орудий на шаг больше, чем в названии. Large что-то использует снаряды от капитальных орудий. Плюсы и минусы вооружений – все те же. Тут ничего нового.

РЭБ – весь набор модулей, опять же ничего нового. Профильные + общий. Работают по тем же принципам, но мощней.

Дизрапторы – ровно так же warp disruptor \ scrambler, но с важной поправкой, так как сила у этих модулей выше, а дальность значительно выше. POS может держать «скребком» весьма и весьма далеко. Именно так и гибнут нубо-пилоты, которые приварпали на чужой POS. Сначала он их подхватывает дизой, а потом убивает медленно и больно.

Резисты – у каждой фракции свои базовые резисты у поля POS. Для тех, кто хочет это исправить, если специальные модули, которые повышают конкретный резист поля на 25%. Представь себе, четыре вида.

Все для копки лун – собственно сама копалка (копает один вид материала) и различные хранилища (два вида). Тут нужно будет осветить процесс более подробно. Но сделаю я это позже.

Все для производства – набор структур, которые строят корабли (от т1 до т3, всех размеров) и структур которые позволяют строить дронов, компоненты и запчасти. Опять же, детали позже.

Переработка – переработка руды и модулей, по сути замена станции в этом плане.

Все для исследования – лаборатории нескольких видов, которые позволяют исследовать чертежи, копировать их и улучшать. И про них тоже будет ниже.

Навигация – бридж, цино-маяк, цино-джаммер.

Хранение и фиттинг – ангары (корпоративный и персональный), ангар для обслуживания кораблей, которые позволяют как бы жить под POS. Грустно это и уныло. Но когда не существовало цитаделей, то жители ВХ и этому были рады.

Более подробно применение всех модулей рассмотрим на примерах и ниже. А сейчас поговорим о базовых свойствах POS.

Базовые свойства POS

Итак, нашли свободную луну, запустили POS. Дождались, пока он соберется (за-анчерится \ встанет на якорь). Далее настраиваем POS, закладываем топливо и стронций и включаем. Расход топлива зависит от размера POS, его фракционного вида и системы где он висит (в своем клайме POS чувствует себя дома и топляка жрет меньше). Стронций нужен для ухода в реинфорс и о нем будет позже. Без топлива POS выключается и выключает поле. В результате все структуры вполне можно безнаказанно убить даже одним бобром. У нас в корпорации есть большой специалист в данном вопросе. Он же носитель почетной награды «Санитар Космоса».

Что же настраивают у POS? Настраивают пароль для поля и поведение POS, а также кто будет иметь доступ к отсекам и модулям. В общем случае поле POS не пускает «чужих» внутрь себя, а даже если знать пароль от POS (соответственно не тупите и сообщайте их кому попало), то цели внутри нельзя взять в лок. Обычно, POS настраивают так, чтобы члены альянса могли-таки попасть под поле. Параноики из STURM, к слову, так не делают. И пароли знает только Bez Poniki. Далее настраивают, кого POS будет атаковать, а кого нет. Обычно, POS атакует всех, кто не +. Что весьма логично. В этом плане POS несколько лучше цитадели, так как сам агрится на врагов и в зависимости от вооружения и количества врагов, даже может кого-то убить. Но тут уже как повезет.

Доступы к содержимому всех модулей, а также к отсекам (топливо, стронций) POS, криво и мучительно настраиваются через роли в корпорации и разрешения на самом POS. Ключевая проблема заключается в том, что логов у них нет и соответственно совершенно не ясно, кто именно уволок твой кораблик и зачем. В результате рекомендуется, роли на ангары кому попало не выдавать. Во избежание, так сказать.

Кроме того, если POS что-то копает и(или) производит, то настраивается та самая производственная цепочка. О ней отдельно и после 100 грамм.

Так вот, POS у нас включился и работает, а значит пора на него всякое навешивать.

Типовые роли POS

Лопата – собственно висит и копает луну. В зависимости от дороговизны материала, либо это small POS у которого одна копалка, два хранилища (куда копает копалка) и 4 пушки (отпугивать хулиганов), либо это большой POS с кучей резистов и пушек. В целом, все просто. Чем дороже материал, тем более дорогой (а топливо главный расходный материал) POS он может окупить иначе POS будет копать в убыток. В зависимости от материала, 100 его единиц занимают весьма разный объем, а значит летать на POS и выгружать накопанное нужно либо часто, либо раз в две недели. Если накопанное не выгрузить, то оно просто сгорает в процессе копки и опять получается убыток, что крайне неприятно.

Лаборатория – опять же висит и что-то исследует. Так как у POS все еще хороший бонус на скорость этого процесса, то исследовать BPO значительно быстрей именно на POS. Доступ к лабораториям требует ролей от корпорации, а значит не все и не всегда этот доступ получат. Но избранные радуются. Если лабы пролазят по CPU\PG, то их часто вешают на производственные POS, что вполне логично.

Варка на POS – для постройки т1 кораблей нужна просто руда. Ее кстати тоже можно перерабатывать на POS. Для т2 корабликов нужны уже т2 компоненты. Получаются они несколько муторно. Берется два исходных материала с лун. Два разных, представь себе. Из них получается промежуточный. Так как берется по 100 единиц исходных материалов, то промежуточного, слава богу, получается уже 200 единиц. Далее, мы берем два (или три, или даже четыре) промежуточных и получаем один комплексный. Разные комплексные материалы требуют разного количества промежуточных. Результат (по количеству и объему) так же сильно отличается. Очень сильно. А значит, что некоторые комплексные материалы (большинство) требуют внимания раз в два дня, иначе забивают хранилище наглухо. Опять же, чем больше нужно промежуточных материалов, тем дороже будет комплексный в итоге.

Из этого следует, что в общем случае такие POS вешаются по два, так как нужно варить два промежуточных материала минимум, а значит нужно еще время от времени перекидывать эти два материала между POS. Хитрые CCP сделали так, что под один большой Caldari POS можно впихнуть либо два хранилища (либо две копалки), два реактора (простой и комплексный) и минимум промежуточных хранилищ. Соответственно, в общем случае, один POS «варит» один промежуточный и один комплексный материал.

Из комплексных материалов изготавливаются кусочки т2 кораблей. Большой плюс в том, что на одну расу они совершенно одинаковые, просто их требуется разное кол-во. Опять же, всегда нужен т1 кораблик. Т.е. т2 – это модернизированный т1, о чудо.

Строительство на POS – есть верфи для маленьких, средних, больших, капитальных и супер-капитальных кораблей. Первые три есть в обычном виде (строить т1) и собственно advanced (строить т2). Собственно, вешаем верфь, строим. Все просто, основной плюс в экономии времени. Основная сложность есть с супер кап. печкой (как ее называют) ибо во-первых нужен соответствующий апдейт в хаб системы, а во-вторых такой POS привлекает всеобщее внимание. Так что строят супер-капиталы крайне аккуратно и под серьезной охраной. Опять же, если тебе очень интересно «а как оно?», то посмотри видео и успокойся. Никто просто-так не даст тебе поиграть в мега-строителя. Да и дорого это.

Производство на POS – ровно так же история. Есть модули для постройки компонентов, дронов, боеприпасов и амуниции. Вешаем, закидываем материалы внутрь, строим. Выигрыш традиционно во времени. В целом – удобно.

Жизнь и переработка под POS – я думаю, что жители ВХ каждый день славят CCP за цитадели. И в целом, я с ними согласен. Раньше, если нужно было жить в системе, где нет станции, то единственный выход – это поставить POS и жить под ним. Вешаются ангары (корпоративный и личный), док для кораблей (об него можно фититься) и собственно вперед и с песней. До сих пор в ВХ висят заброшенные POS, которые грабят удачливые пилоты. Иногда выносят на страшные суммы. Сам процесс проживания не очень удобен, так как место – ограничено. С доступами есть масса проблем и в целом – не станция это, а POS. Опять же, могут случится всякие диверсии и все погибнет и сгорит.

Регрупп POS – очень распространённое и удобное применение POS. Там могут жить супера, во время боевых действий там можно зафититься, а в краб-системе туда нужно варпать, если в систему зашел нейтрал. POS нужного (от задачи) размера с умеренным количеством вооружения. Плюс в том, что караулить у такого POS достаточно сложно (ибо он стреляет), а значит скорее всего, туда почти всегда можно отварпать безопасно.

Навигация – бридж, циноген, цино-джаммер. Если не знаешь, что это за структуры, то спроси в корпе. Ибо должен знать по идее. Это как раз тот случай, когда бридж могут аккуратненько кемпить. Поставив бубль на приварп с гайки. Вывод – сделай обзорки над бриджами и варпай на них. В целом же, бридж и циноген невероятно упрощают перемещение в пространстве.

Атака и защита POS

В целом, нечего нового и удивительного. Прилетел флот противника и начал стрелять в POS. Мемберы корпорации-владельца получают уведомление, в котором явно указан пилот-агрессор. А значит не стоит светиться, когда не нужно. POS (если настроен адекватно) стреляет в ответ. Если пушек нет – то молча терпит. Если у корпорации есть такие редкие суслики, как pos-gunner (пилоты которые вкачали соответствующий навык), то они могут срочно прилететь и взяв под управление пушки у POS начать стрелять по противнику более осмысленно. Ибо сам POS лочит и стреляет рандомно. Чем больше POS по размеру и чем больше у него резистов, тем больше придется его ковырять (что логично), так что большой «resist-star» лучше ковырять при поддержке дредноутов. В среднем у приличного флота (рыл так в 180) на такой POS уйдет минут 30, что в общем-то долго. Поле нужно проковырять до 25% и если у POS есть внутри стронций, то он мгновенно уйдет в реинфорс на все доступное время (каждый POS жрет определенное количество стронция в час). POS уходит на все доступное время и все это время с ним нельзя ничего сделать. Он просто не берется «в лок». Если стронция нет – то POS можно уничтожить сразу. Реинфорс собственно дает время владельцам собраться для его защиты. Вовремя реинфорса все модули, которые требуют CPU, отключены. Кроме того, нельзя снять с якоря уже установленные модули. По истечении времени POS выходит из состояния реинфорса и его либо добьют, либо владельцы смогут откачать поле до 51% (любыми логистическими кораблями). С отметки в 51% поля можно снова положить стронций в POS. Кроме того, после само по себе медленно регенерирует, так что в некоторых случаях можно POS не откачивать. Любые модули вне поля POS в принципе можно уничтожить в любой момент с поправкой на то, что если это пушки, то они по вам стреляют и у них весьма много армора и структуры. А стреляют они, пока армор не будет снят полностью на 100% и не будет снят хотя бы 1% структуры. Соответственно, мелкими кораблями ковырять вооружение POS – бесполезно.

Типичные ошибки

Находясь под полем, всегда ставь орбиту самого POS или удержание расстояния до него. В случае бампа, можно тупо вытопить из-под поля.

Если ты сидишь под полем, а огромный флот противника прилетел загонять или добивать POS, то самое правильное, это сделать safe logoff.

POS достаточно бодро лочит даже фрегаты, а убить может с одного-дух залпов. Соответственно, разведку нужно проводить не на цепторе, а на чем-то ковро-клочном.

Если ты уже сидишь под полем, а нейтралы тщательно сканят, то дай людям себя насканить, пусть прилетают и убьются об POS.

Нельзя оставлять пустые корабли под POS предварительно не получив согласие от владельцев.

В крабо-системах, отварп под POS в 100500 раз эффективнее отварпа на станцию. И в целом, ты должен быть всегда так или иначе в разгоне именно на POS. Опять же, если в крабо-системе ты ушел под поле, а мимопроходящий ганг противника прилетел на POS и начал тебя активно бублить, то не стоит паниковать и пытаться куда-то отварпать. В худшем случае, они смогут загнать POS в реинфорс. Не более того.

Производство на POS. Сложности. Минимальный порог вхождения.

«Дык это, а если я на POS варить хачу! Я видео смотрел, там по 8 лярдов в месяц легко получают с двух POS. Я тоже так хачу.»

Дорогой друг, придется тебя сурово разочаровать, все крайне непросто, требует много ISK и усилий. Слушай внимательно, в видео на youtube такого не расскажут, у них там в принципе все просто. Начинаем.

POS ставятся по две штуки. POS нужны исключительно большие, ибо в противном случае им тупо не хватает CPU \ PG. Парами, так как у тебя получается двойная доза промежуточного материала. В итоге у тебя висят два POS, которые варят два промежуточных материала (разных) и один комплексный (одинаковый), а ты время от времени летаешь и перекидываешь промежуточные материалы между этими POS. Два POS с обвесом + материалы обойдутся тебе больше порядка 1,2ккк ISK. А также сожрут топлива, каждый примерно на 500кк в месяц. Если ты хочешь варить что-то стоящее, чтобы получать бОльшую прибыль, то и на материалы тебе нужно порядка 1-6ккк. Вот так вот. Прибыль же колеблется от 300кк до 800кк в месяц с одного POS. Вот и считай, какой тебе нужен оборот ISK, чтобы действительно что-то заработать. Это мы не говорим о том, чтобы роли на POS в корпе получить. Далее, тебе нужно как-то все завезти в нули, а также вывозить материалы из нулей на продажу. А объемы будут крайне веселые. А значит тебе нужна минимум одна фура и минимум два чара – корп и нейтральный. Ибо офф-вары. Слив такой фуры убивает весь твой профит за месяц, кстати. Не забывай. Если же ты хочешь строить что-то тир-2, то тебе нужно порядка 16-18 POS, при условии, что ты все компоненты производишь сам. Сколько они жрут топлива и материалов – страшно представить. И тебе нужно каждый вечер, каждый мать его вечер облетать все POS, перекидывая материалы, результаты, забрасывая исходные материалы и т.д. А если ты действительно хочешь строить, то нужен еще и производственник, которой прокачан на постройку всех этих компонент. Открой чертежик на любой тир-2 кораблик и посмотри. Офигеешь. Из этого всего, делаем простой вывод – варка и стройка на POS – дело не для новичков вообще. Так как в оптимальном варианте нужна еще и джамп-фура, чтобы безопасно ввозить в нули. Нужны доп. окна, чтобы поднять необходимую планетарку на топляк (камрад fizik03 Imp написал хороший гайд, почитай) и т.д. и т.п.

В общем не нужны тебе права на POS. Честное слово.

Bez Poniki